Родителям

Родителям

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях развития ребенка от рождения до 7 лет

Развитие детей на первом году жизни

Социально-эмоциональное развитие

В возрасте 2-6 мес. у детей появляется комплекс оживления, при общении с взрослым дети улыбаются. При виде матери беспокоятся или оживляются, рассматривают окружающие предметы и людей.

В возрасте 6-12 мес. дети внимательно рассматривают взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцируют "своих" и "чужих". Появляется игровой контакт с взрослым. Лепет и жесты служат средствами коммуникации (с 8 мес.); с 9 мес. возникают различные эмоциональные реакции при общении с матерью; голосом сигнализируют о биологических нуждах; избирательно относятся к окружающим (в конце года); требуют к себе избирательного внимания, общаются с взрослым с помощью звукосочетаний; выполняют некоторые инструкции, обращают внимание на лицо говорящего (в конце года).

Развитие общей и мелкой моторики

  • 4 мес. дети лежат на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья;
  • 5 мес. на вытянутые руки;
  • 4-5 мес. приподнимают голову, поворачиваются на бок;
  • 5 мес. хватают игрушки, ударяют по предметам, захватывают игрушки с любой стороны, чаще двумя руками;
  • 6 мес. садятся; держат в каждой руке по предмету.
  • 7 мес. посаженный ребёнок сидит; опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину; перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке;
  • 8 мес. дети садятся и сидят, не опираясь, становятся на четвереньки, ухватившись за опору, становятся на колени; манипулируют с 2-3 предметами;
  • 9 мес. встают, ухватившись за опору, переступают, поддерживаемые за руки; берут мелкие предметы двумя пальцами;
  • 10 мес. стоят самостоятельно, ходят, держась одной рукой; вкладывают пальцы в отверстие под контролем глаза; развивается пальцевой захват мелких предметов;
  • 11 мес. уверенно стоят без опоры, приседают; ходят, держась одной рукой, делают несколько шагов без опоры; выбрасывают игрушки из кровати, вкладывают пальцы в отверстия на ощупь, подражают движениям перелистывания страниц книги;
  • 12 мес. ходят без поддержки, приседают, встают; вкладывают один предмет в другой; открывают коробку, ящик, пользуются ложкой.

В возрасте 3-6 мес. дети направляют руки ко рту. Следят за движением рук. Под контролем зрения направляют руку к предмету и захватывают его.

В 6-12 мес. перекладывают предмет из одной руки в другую. Могут положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Восприятие и предметно-игровая деятельность

С рождения до 6 мес. формируется слуховое сосредоточение:

  • с 1 мес. прекращение или изменение характера плача на голос взрослого;
  • с 4 мес. локализует звук в пространстве;
  • 5 мес. адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется;
  • 6 мес. поворачивается на звук;

Зрительное сосредоточение:

  • со 2-го мес. фиксирует и прослеживает взглядом предмет;
  • с 3-3,5 мес. смотрит на движение рук, ощупывает их;
  • 4 мес. тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки;
  • 5-5,5 мес. захватывает предмет;
  • 5-6 мес. локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого);
  • 5-6 мес. занимается с игрушкой;
  • 6-12 мес. под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

Психическое развитие

В возрасте 3-12 мес. у детей развивается контроль над движениями рук и ног. Дети захватывают, роняют, бросают, тянут к себе предметы. Проявляют недовольство, когда отбирают игрушку. Общение наполняется интонационно выразительными звуками и жестами.

Понимание речи

  • 5-6 мес. дети поворачиваются на голос;
  • 7 мес. узнают голоса близких;
  • 8-9 мес. отвечают на имя;
  • 11 мес. прислушиваются к речи, к музыке, понимают названия отдельных предметов;
  • 9 месяцев хлопают в ладоши по речевой инструкции, выполняют простые словесные инструкции, дополняемые жестами;
  • в год обращают внимание на лицо говорящего.

Развитие детей от года до 2 лет

Социально-эмоциональное развитие

В случае необходимости дети обращаются за помощью к взрослому, ищут внимания к себе и стараются его сохранить. У детей появляется чувство гордости при достижении цели. Дети проявляют эмоции: восхищения, гнева, зависти. Наслаждаются компанией сверстников. Развивается воля.

Развитие общей и мелкой моторики

Ходят уверенно. Наклоняются, чтобы достать предмет с пола. Дети бросают мяч, короткое время могут стоять на одной ноге. При легкой поддержке спускаются вниз по лестнице, поднимаются самостоятельно, прыгают на месте, крутят педали трехколесного велосипеда. Могут держать два предмета в одной руке. Чертят карандашом штрихи и «каракули», листают страницы книги. Держат чашку, поднимают её и пьют. Ставят друг на друга от 2 до 6 кубиков.

Восприятие и предметно-игровая деятельность

Дети следят за движением мячика в помещении, снимают кольца с пирамиды. Определяют эмоции по выражению лица (плач, смех). Рассматривают картинки в книге.

Развитие речи

Начинают понимать назначение большинства окружающих предметов. Используют один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Находят пары. Знают свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнают и называют свое отражение в зеркале. Называют от одного до пяти частей тела.

Понимание речи

По просьбе дают несколько предметов. Смотрят на показываемые картинки в течение 2 минут. Указывают на знакомое лицо, игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывают знакомые картинки, когда их называют. Реагируют на запрет "не трогай". Ассоциируют простые слова по категориям: "пища", "одежда".


Развитие детей 2-3 лет

Социально-эмоциональное развитие

Дети любят играть самостоятельно, проявляют фантазию. Подражают взрослым и сверстникам. Играют в простые групповые игры.

Развитие общей и мелкой моторики

Учатся бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки. Открывают ящик и опрокидывают его содержимое. Играют с песком и глиной. Открывают крышки, используют ножницы. Красят пальцем. Нанизывают бусы.

Могут крутить пальцем диск телефона, рисуют черточки, воспроизводят простые формы. Режут ножницами. Рисуют по образцу крест.

Восприятие и предметно-игровая деятельность

Рассматривают картинки. Разбирают и складывают пирамиду без учета величины колец. Выделяют парную картинку по образцу.

Развитие речи

Слушают простые рассказы. Понимают значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Начинают понимать точку зрения другого лица. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Дети понимают сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придём домой, я буду...". Понимают вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушают объяснения "как" и "почему". Выполняют инструкцию из двух действий.


Развитие детей 3-4 лет

Социально-эмоциональное развитие

Детям нравится общаться с взрослыми и сверстниками, помогать им. Любят давать игрушки и брать их у других. Развиваются навыки совместной игры.

Развитие общей и мелкой моторики

Дети хватают катящийся мяч, бросают его через голову, спускаются вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгают на одной ноге. Стоят на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняют равновесие при качании на качелях. Держат карандаш пальцами. Обводят по контурам, воспроизводят формы, в том числе форму шестигранника. Собирают и строят из 9 кубиков.

Восприятие и предметно-игровая деятельность.

Разбирают и складывают шестисоставную матрёшку. Опускают фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструируют из кубиков по подражанию. Складывают разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

Развитие речи

В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Дети определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знают назначение основных предметов. Понимают степени сравнений (самый маленький, самый большой). Определяют пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимают время, используют прошедшее и настоящее время. Считают до пяти.

Понимание речи

Понимают названия цветов: "Дай красный мяч". Слушают длинные сказки и рассказы. Выполняют двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").


Развитие детей 4-5 лет

Математические представления

Дети используют в речи слова один, много, умеют видеть геометрические фигуры в окружающих предметах и называют их: круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Правильно называют времена года, части суток. Различают правую и левую руку.

Память

Дети выполняют поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминают до 5 слов.

Внимание

Дети занимаются интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Развитие речи

Дети используют обобщающие слова; называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых, читают наизусть короткие стихотворения.

Развитие общей и мелкой моторики, графических навыков

Дети разбирают и складывают трёхсоставную и четырёхсоставную матрёшку путем примеривания или зрительного соотнесения. Путём зрительного соотнесения собирают пирамидку с учетом величины колец, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей.

Рисуют прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивают простые формы. Копируют заглавные печатные буквы. Рисуют простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывают бумагу более чем 1 раз. Нанизывают бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяют предметы в мешке на ощупь. Прыгают на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходят по бревну. Подбрасывают вверх мяч и ловят его двумя руками. Лепят из пластилина, шнуруют ботинки.


Развитие детей 5-6 лет

Математические представления

В этом возрасте дети умеют:

  • писать цифры от 0 до 10, соотносить цифру с количеством предметов;
  • из неравенства делать равенство;
  • писать и пользоваться математическими знаками;
  • раскладывать предметы (10 предметов) от большего к меньшему, и наоборот;
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры;
  • выделять в предметах детали, похожие на эти фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • называть дни недели, последовательность частей суток, времен года, описывать их.

Память

В возрасте 5-6 лет из 10 просмотренных картинок (по 1-2 сек. на каждую картинку) ребёнок запоминает 5-6 предметов. Из 10 прослушанных слов ребёнок запоминает не менее 4-5 слов.

Развитие речи

Дети использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (деревянный, стеклянный и т. д.). К 6 годам знают и умеют писать печатные буквы алфавита. Определяют количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяют место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяют ударные слоги, гласные. Знают значение слов: звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывают стихотворения, пересказывают небольшие рассказы.

Развитие общей и мелкой моторики

Дети хорошо прыгают (через верёвочку, попеременно на одной и другой ноге), бегают. Катаются на двухколесном велосипеде, на коньках.

Аккуратно вырезают картинки. Пишут буквы и числа. Бьют молотком по гвоздю. Воспроизводят геометрические фигуры по образцу. Обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Представления об окружающем мире

Называют своё имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.


Развитие детей 6-7 лет

Математические представления

В этом возрасте дети умеют:

  • определять время по часам;
  • называть части суток, дни недели, времена года, месяцы;
  • знают цвета радуги;
  • умеют писать числа от 0 до 20;
  • решать примеры.

Память

В возрасте 6-7 лет дети запоминают на слух и повторяют 5-6 цифр из 8. Прослушивая ряд слов из 10, ребёнок запоминает не менее 5 слов после первого прочтения, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

Мышление

Умеют классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

Развитие речи

Дети самостоятельно читают текст и передают его содержание. Умеют записывать простые слова.

Представления об окружающем мире

Дети имеют представления о домашних и диких животных, хищных и травоядных; о перелётных и зимующих птицах; плодах растений; о травах и кустарниках; о явлениях природы; профессиях людей и т.д.